Интервью с Евгенией Басовой

19.05.2025

Евгения Басова — автор рассказов, в которых повседневность оборачивается тихим волшебством. Ее тексты можно найти в сборниках «Я здесь живу», «Праздник непременно наступит. 13 новогодних историй», «Полоски света», «Чертополох у воды», а также в совсем недавно вышедшей книге «Наблюдатели». Евгения умеет смотреть на мир с вниманием и нежностью, сохраняя ощущение чуда — будь то на блошином рынке или в глазах домашнего животного.

В этом интервью она делится своим писательским путем, рассказывает о книгах, которые тронули ее до мурашек, объясняет, почему не все могут стать писателями и почему, несмотря на это, учиться все равно стоит. А еще — размышляет о настоящих книгах и о том, что делает их живыми.




Как вы пришли в писательство? Это был сложный или простой путь?

Сколько помню, я любила сочинять истории и знала, что буду писать книги — хотя часто приходилось заниматься чем-то другим, далеким от писательства. Но мне всегда везло на людей, которые поддержали меня, давали понять, что то, что я делаю, нужно и важно кому-то. Сейчас мне кажется, что это был довольно простой путь.


Какая прочитанная вами книга больше всего вас тронула?

Именно тронула? Пожалуй, рассказ Радия Погодина «Максим и Маруська» — описание бабки Веры. Там, где она «…порылась в глубоких складках своей одежды, извлекла красное яблоко протянула Максиму. И Максиму тогда показалось, будто не бабка Вера, но само яблоко сказало ему: „Съешь. Сладкое..“».

Идеальное описание старого человека, полное уважения, любви, ощущения хрупкости и вместе с тем вечности, ощущение загадки, которую представляет собой наш мир. До мурашек. 


Как вам пришла тема/идея вашей книги?

Скажу о своей новой книге — о «Наблюдателях». Многие из людей, у которых есть кошка или собака, уверены, что питомец их понимает, чувствует настроение, грустит или радуется с ними. Когда слышишь в стотысячный раз про чьего-то питомца: «Разве что не говорит!» — конечно, захочешь написать историю про такого героя. Другая причина — это «блошинка», рынок, где очень разные люди продают самые неожиданные вещи. Если в выходной медленно пройти через такой рынок, увидишь множество странных сценок, услышишь обрывки фраз, по которым можно сложить историю чьей-то жизни. Я несколько лет жила рядом с таким рынком.


Писательство наполняет или утомляет вас?

Наполняет. Я утомляюсь, когда по каким-то причинам долго не пишу.


Если бы вы могли дать начинающему писателю один совет, что бы это было?

Не верьте, если вам говорят, что писателями могут стать все, если только подучиться.  При этом постоянно учитесь, но не у ведущих на курсах, а у классиков и у безымянных авторов сказок, легенд. Выработайте в себе интерес к языку, учитесь слышать, как звучит то или другое слово, думайте, почему оно сложено именно так. И наблюдайте — за всем вокруг, за людьми, среди которых живете.


Концовку какого известного романа вы хотели бы изменить?

«Отцы и дети» Тургенева, «Красное и черное» Стендаля.  Из современных — Джоди Пиколт «Ангел для сестры», Кадзуо Исинура «Не отпускай меня».


Хорошая книга — какая она, на ваш взгляд?

Книга может быть захватывающая, или смешная до слез, или мудрая: когда, узнавая героев, ты понимаешь, что происходит с тобой, и видишь, что ты не один. И при этом в ней должен быть выход на второй план: за текстом должно стоять то, что словами не скажешь, в ней должно быть ощущение полета, разговор о загадках жизни. Но он не должен утяжелять текст — книга должна оставаться захватывающей или очень смешной и так далее.