Память нас связала: подборка книг на тему исторической памяти

12.05.2023

«Мемориальный бум», всплеск изучения памяти различных сообществ и групп, который часто не укладывается в рамки официального государственного канона, — черта нашей эпохи. Ученым интересно, как и кем создаются и сохраняются образы прошлого, в каких целях они используются и какие общественные реакции вызывают. Почему, к примеру, об одном и том же событии разные сообщества помнят по-разному? Получше разобраться в проблематике и направлениях научных штудий из области memory studies поможет подборка книг Рауфа Шумякова,  магистранта факультета истории ЕУ СПб.

Каждую из этих книг можно приобрести со скидкой 25%, просто зарегистрировавшись на нашем сайте.




Юлия Сафронова «Историческая память: введение», ЕУ СПб, 2021


5.png

Учебное пособие доцента факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге призвано познакомить читателя с азами в области memory studies. В чем значение Мориса Хальбвакса для последующих исследований коллективной памяти? Что такое культурная травма, политика памяти и публичная история? Как нации «изобретают традиции» и «воображают себя»? Об этом и многом другом вы узнаете из этой книги.


Алейда Ассман «Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика», НЛО, 2023


6.png

Немецкий культуролог и историк Алейда Ассман, пожалуй, один из самых известных авторов в области изучения коллективной памяти. Книга состоит из двух частей. В первой представлена попытка систематизации и синтеза многообразия подходов и концепций, разрабатываемых в рамках memory studies. Вторая часть — исследование того, как травматический опыт жертв Второй мировой войны и Холокоста представлялся в текстах и памятниках, осмыслялся германским обществом, сохранялся в памяти последующих поколений и в итоге стал стержнем идентичности Западной Европы.


Николай Эппле «Неудобное прошлое. Память о государственных преступлениях в России и других странах», НЛО, 2022


7.png

Российский филолог Николай Эппле ставит в центр своего рассмотрения травматический опыт России — систему государственных репрессий СССР. Ученый предлагает сжатое описание истории репрессий и подходы к «проработке памяти» о них в Советском Союзе и современной России. В книге Россия помещается в сравнительный контекст — автор предлагает посмотреть на случаи работы с «неудобным прошлым» в Аргентине, Испании, ЮАР, Польше, Германии и Японии. Каждое из перечисленных государств имело свой травматический опыт. Выделение механизмов и способов обращения с травматическим опытом в этих странах — основа для описания сценариев по проработке памяти о репрессиях в современной России.


Марианна Хирш «Поколение постпамяти. Письмо и визуальная культура после Холокоста», Новое издательство, 2021


4.png

Недавно переведенная книга американского литературоведа Марианны Хирш продолжает разговор о травматическом опыте и его межпоколенческой передаче. Исследовательницу интересует, как память о Холокосте передается от ее непосредственных носителей к поколениям детей и внуков. Через эту передачу образы событий превращаются в «постпамять» — память о том, что случилось не с тобой, но что ты переживаешь как свой непосредственный опыт. Концепция «постпамяти» может быть полезна и при осмыслении отечественного прошлого: как, к примеру, травматический опыт участников Великой Отечественной войны «переживался» (и «переживается» сегодня) столь же остро, как и личный опыт, поколениями их детей и внуков.


«Память о Второй мировой войне за пределами Европы» (под ред. А. Миллера и А. Соловьева), ЕУ СПб, 2022


8.png

Память о Великой Отечественной войне пронизывает современное российское общество. Симфония Шостаковича, плакаты «Родина-мать зовет» и «На Берлин» —  эти символы каждый россиянин знает со школьной скамьи. Говоря о Второй мировой войне, мы наверняка вспомним блокаду Ленинграда, Сталинградскую битву и открытие второго фронта. Для Западной Европы краеугольным камнем памяти является Холокост. Но «как» помнит о Второй мировой войне остальной мир? И как коллективная память о войне влияет на внутреннюю и, что особенно интересует авторов, внешнюю политику государств Ближнего и Дальнего Востока, Африки и Латинской Америки? Ответы читатели найдут в этой книге.


«Память в Сети: цифровой поворот в memory studies» (под ред. А. Миллера и А. Павловского), ЕУ СПб, 2023


9.png

Заключительная книга подборки — о том, как коллективная память функционирует в цифровом мире: как компьютер, смартфон или социальная сеть определяют то, что и как мы помним о прошлом. В книге вы найдете ответы на вопросы, как TikTok наводит мосты между Сталиным и Тимой Белорусских, почему YouTube сделал Евгения Понасенкова лидером «новой историографии» Отечественной войны 1812 года и зачем происходят «кибер-войны» вокруг правок статей в Википедии (на примере движения Black Lives Matter). Кроме того, из книги вы узнаете об основных концепциях цифрового поворота в memory studies (среди которых коннективный поворот, цифровой архив, мобильная память, геймификация прошлого и др.), а также о подходах к изучению конкретных посредников цифровой памяти.



На все книги из наших подборок действует скидка 25%.

(5)
0 отзывов
Изучение исторической памяти — одно из самых динамично развивающихся исследовательских полей, существующих на стыке различных социальных и гуманитарных дисциплин. Учебное пособие представляет собой вводный курс, позволяющий сориентироваться в этой сложной и многообразной области. В первой части книги разбираются идеи и работы авторов, заложивших фундамент исследований исторической памяти: Э. Ренана, М. Хальбвакса, Я. Ассмана, П. Нора. Каждый автор рассматривается в широком историческом и дисциплинарном контексте. Во второй части обсуждаются отдельные темы внутри исследований памяти, такие как травма, ностальгия, забвение, медийная память, историческая политика и т. д. После каждой главы читателям даются задания и список литературы, цель которых — не только глубже понять излагаемый материал, но и сформулировать свою собственную исследовательскую программу в рамках одного из предложенных подходов. Для 2-го издания автором существенно переработаны главы 3, 7 и 8.
Книга предназначена студентам-историкам, но может быть полезна и специалистам по другим социальным и гуманитарным наукам, а также широкой аудитории, интересующейся проблематикой современных общественных наук.
(5)
0 отзывов
В книге известного немецкого исследователя исторической памяти Алейды Ассман предпринята впечатляющая попытка обобщения теоретических дебатов о том, как складываются социальные представления о прошлом, что стоит за человеческой способностью помнить и предавать забвению, благодаря чему индивидуальное воспоминание есть не только непосредственное свидетельство о прошлом, но и симптом, отражающий культурный контекст самого вспоминающего. Материалом, который позволяет прочертить постоянно меняющиеся траектории этих теоретических дебатов, является трагическая история XX века.
Хит
(5)
0 отзывов
Преступлениям советского времени в России до сих пор не дана значимая для всего общества юридическая и этическая оценка. Отсутствие такой оценки сталинского государственного террора и советского тоталитарного прошлого препятствует тому, чтобы современная Россия распрощалась с этим наследием. Пока все сограждане не примут на себя ответственность за прошлое, оно останется незавершенным и будет препятствовать построению современной демократии. За последние десятилетия путь от диктатуры к демократии проделало множество стран, выработав богатый опыт проработки травматического прошлого XX века, который в России почти не известен. В книге впервые на русском языке описаны ключевые модели работы с памятью о государственных преступлениях и проработки трудного прошлого, практикуемые в других странах, и предложены стратегии адаптации этих моделей к условиям современной России.
(5)
0 отзывов
Возможно ли помнить не свое, а чужое прошлое? Как историческая травма влияет на жизнь тех, кто не был современником катастрофических событий? Марианна Кирш исследует глубинные механизмы передачи памяти о Холокосте через поколения, используя обширный материал послевоенной культуры — искусства, литературы и различных социальных теорий.
1 256.84 ₽
Ваша цена после авторизации
879.79 ₽
(5)
0 отзывов
Вторая мировая война определила всю международную политику с середины XX вплоть до начала XXI века. Ее интерпретация (преимущественно через образ Великой Отечественной войны) стала этическим фундаментом всей российской политики. Отечественные представления о той переломной эпохе не совпадают с оценками и взглядами, устоявшимися в исторической памяти других стран. Европейские и американские нарративы достаточно известны в России, в том числе и в контексте яростных споров на самом высоком политическом уровне. Незападные трактовки оставались по большей части вне поля зрения нашей читающей публики. Кооперация журнала «Россия в глобальной политике» и Центра изучения культурной памяти и символической политики Европейского университета в Санкт-Петербурге позволила подготовить первый квалифицированный обзор и анализ этого проблемного поля.
Одиннадцать глав монографии написаны специалистами-страноведами и/или специалистами в сфере международных отношений, и именно с этой перспективы они смотрят на политику памяти о Второй мировой войне в Японии, Китае, Северной и Южной Корее, Монголии, Индии, Иране, Турции, странах арабского мира, Бразилии, Аргентине и Мексике. И международники, и политологи, и культурологи, и историки, и, наконец, исследователи политики памяти как междисциплинарного поля — все найдут здесь много полезной информации и пищу для размышлений.
(5)
0 отзывов
«Память в Сети» — это первый сборник на русском языке, посвященный феномену «цифрового поворота» и его воздействию на историческую политику и политику памяти в современной России. Обращаясь к новейшим подходам в изучении культурной и исторической памяти, авторы исследуют то, как компьютеры, смартфоны, социальные сети, алгоритмы и другие составляющие цифровой эпохи повлияли и продолжают влиять на механизмы функционирования коллективной памяти, на политическое использование прошлого и на memory studies. Фокусируясь на политике памяти, идентичности и общественных движениях в Сети, авторы также уделяют особое внимание цифровой публичной истории, базам данных и цифровым архивам, предлагая читателю совершенно иначе взглянуть на такое явление, как цифровая память о прошлом России, идет ли речь о цифровом неовизантизме в Рунете, о движении «Бессмертный полк» в эпоху коронавируса или «неосталинизме» в TikTok.