Джованни Антонио Каналь: «Истинная цель искусства — сделать невидимое видимым».

20.03.2024

Джованни Антонио Каналь, более известный как Каналетто — выдающийся итальянский художник, чье влияние на искусство городского пейзажа оценивают очень высоко. 


АНтонио Каналь.jpeg

Каналетто стал великим мастером венецианской школы ведутистов. Так называли тех, кто рисовал в жанре ведуты — от итальянского «vedura», что значит «вид», — популярном в Венеции XVIII века. Такие произведения представляют собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа и знаменитых памятников архитектуры. Творчество Каналетто характеризуют детальные изображения не только родной Венеции, но и Лондона. Его работы оказали огромное влияние на множество последующих поколений художников, работающих в жанре ландшафта.


22_23_Венеция_Пл_Св_Марка_вид_от_собора_Картина_Джова́нни_Анто́нио.jpeg

Пл. Св.Марка (вид от собора) — Джова́нни Анто́нио Кана́ль (Канале́тто), 1750-е гг


Каналетто смог воплотить в своих произведениях свободу и тонкость рисунка, совместив их с драматической интерпретацией венецианской архитектуры. Его картины пронизаны передачей игры света и тени, эффектами затянутого облаками неба. Такую точность в изображении могла дать только работа на натуре, которая в то время была редкой и непопулярной у художников.


Каналь СОбор святого павла.jpeg

Собор Святого Павла — Антонио Каналетто, ок.1754, Йельский центр британского искусства, коллекция Пола Меллона, Нью-Хейвен 


В 1746 году художник отправился в Англию: «К тому времени он уже имел репутацию мастера городского пейзажа у себя на родине в Венеции, и его работы часто покупали британские путешественники во время поездок на континент. В Лондоне он запечатлел множество видов города, ставшего ему почти родным, в том числе Вестминстерский мост, Вестминстерское аббатство, Воксхолл-гарденз и собор Святого Павла. Хотя его картины по-прежнему отличались фотографической точностью и лучились солнечным светом, благодаря чему он и приобрел известность, пребывание в Англии оказало губительное воздействие на его работы, ставшие до такой степени похожими друг на друга, что искусствовед Джордж Вертью предположил: под видом Каналетто в Лондоне поселился самозванец. Чтобы опровергнуть это, Каналетто вынужден был публично продемонстрировать свое живописное мастерство, прежде чем вернуться в Венецию в 1755 году» — цитата из книги «Лондон в компании художников».


Вид на Лондон Каналь.jpeg

Вид на Лондон — Антонио Каналетто. 1747. Холст, масло.


Одна из работ Каналетто, представленных в этой книге — «Вид на Лондон», представляет собой уникальную ведуту, построенную на принципах угловой перспективы. На этой картине развертывается панорамный обзор широкой реки, окруженной величественными сооружениями. Здесь, в ранние предрассветные часы, когда город еще не проснулся к деловой суете, Темза предстает перед нами во всей своей тишине. Темная вода отражает крупные облака, а розовые лучи рассвета нежно освещают стены дворцов, создавая величественное зрелище.

Легкие суда, плавно скользящие по прозрачной глади реки, словно растворяются в ее бесконечности, придавая картине особую гармонию и спокойствие. Высокая точка обзора, выбранная мастером, не только придает произведению изящество, но и позволяет зрителю насладиться всей величественной красотой далекого горизонта. Утренняя свежесть и прохлада, пронизывающая воздух, словно передает атмосферу северного города, чьи краски сдержанны и глубоки.

Эта картина не призывает к торжественности, она воплощает в себе лирическое настроение, соответствующее тихим утренним часам, когда город пробуждается к новому дню. Работа Каналетто удивительно передает не только визуальную красоту Лондона, но и его неповторимую атмосферу, заставляя зрителя погрузиться в мир спокойствия и гармонии природы в городской суете.




Увидеть другие работы мастера и узнать о нем больше вы сможете в невероятном альбоме «Лондон в компании художников» от издательства Metamorphoses. При покупке не забудьте применить промокод AMOR, чтобы получить дополнительную скидку 20%