Мнение о графическом романе «Огры-Боги: Малыш»

27.04.2024

Сегодня хотим поделиться с вами обзором первого тома графического романа «Огры-Боги» — «Малыш» от обозревателя комиксов сайта WICOMIX Сергея Орешкина. Читайте с удовольствием и не забывайте про наш промокод AMOR на скидку 20% для всех книг издательства Metamorphoses.



Доподлинно неизвестно, существовали ли когда-то на Земле великаны или нет. Пока археологи не находят этому очевидных подтверждений, но вся мировая история, а следом за ней и культура, пестрит рассказами об огромных людях. И почти что никогда эти рассказы не повествуют о мирном сосуществовании видов: в мифах великаны выступают воплощением стихийной силы, с которой простому человеку никак не совладать (хотя, разумеется, находились выдающиеся смельчаки и храбрецы типа Джека, обладателя волшебного бобового зернышка), чем-то древним, первородным. В разных странах великаны носили разные имена, могли быть созданы из обычной плоти или из камня. В Европе особенно популярными стали рассказы об ограх, великанах-людоедах. Эти создания с успехом заменяли в воспитательных целях серого волчка, кусающего за бочок непослушного ребенка, они же в иносказательной форме воплощали властные структуры, недаром королей и аристократию превозносили в хвалебных одах как великих людей, личностей невероятного масштаба и размера, возвышающихся над чернью. При этом людоедская суть этой власти тоже отлично вписывалась в данный образ, ложилась, так сказать, вторым, крамольным слоем. Короче, великаны-огры прижились, став неотъемлемой частью фольклора, откуда перешли в популярные романы, фильмы, мультфильмы (вспомним Шрека, самого знаменитого огра) и, разумеется, в комиксы.


photo_2024-04-27_15-05-29.jpg


Сценарист Юбер и художник Бертран Гатиньоль начали выпускать серию «Огры-Боги» в 2014-м году, когда мир сходил с ума от сериала «Игра престолов», с которым комиксы французского дуэта сравнивают в аннотации к русскому изданию. Авторы «Огров» тоже стремятся придать фэнтезийной канве больше реалистичности за счет создания обширного исторического базиса для сюжета, но опираются все же больше на старые страшные сказки. А в плане графики — на европейскую анимацию, недаром Гатиньоль посвятил ей много лет. Сюжет первого тома серии стартует с важного, но все же камерного события: у некоего короля-великана Габаала жена рожает сына. Сам Габаал с супругой огры, они огромны, а новорожденный оказывается размером с обычного человеческого детеныша. В глазах великанов — горошинка, такую закинешь в рот, перекусишь и не заметишь. И это не просто метафора: огры тут на самом деле питаются людьми. Как мы узнаем чуть позднее, в королевстве огров, расположенном в изолированной от остального мира долине, есть даже специальная ферма, где выращивают людей «на мясо» на любой вкус. Пожирнее, попостнее, без хрящиков. 

Так вот, новорожденного уродца, не оправдавшего ожидания отца, нужно съесть. Но его матери удается скрыть дитя, которое она передает на воспитание двоюродной сестре Габаала Дездеи, еще более огромной, пожилой великанше, находящейся в заточении в дальних покоях замка. Именно с истории Дездеи (которая была бунтаркой и больше всего мечтала танцевать) начинается «Книга предков», исторический фолиант, выдержки из которого представлены между главами комикса и содержат много интересного о мире огров и его величайших — равно как и омерзительнейших — представителях. Уже в начале истории можно заметить, что огры несоразмерны, старая Дездея гораздо больше короля и его жены, есть великаны еще меньше. Все дело в генетике, которая не любит близкородственных браков, но именно так много веков завещал размножаться Основатель рода великанов. Сам он был сильно выше простых людей, но не сказать, что великан, однако, когда его любимой женщине пришла пора разродиться их первенцем, она не смогла этого сделать из-за размера плода и умерла. И тогда Основатель, взявший в последствии себе сто жен, каждая из которых умерла во время родов, но успела родить большого ребенка, приказал своим потомкам вступать в браки друг с другом, чтобы великанши рожали от великанов и их род продолжался и процветал. Вначале селекционного отбора все шло хорошо, огры становились все больше и сильнее, основали собственное королевство, взяли себе в слуги людей (тех, которые не пошли на корм). Но потом природа взяла свое, и великанский род стал чахнуть, порождая уродов, не только физических, но и моральных. Типичная картина упадка европейских монархий передана во всей трагичности момента, от которого совсем недалеко до «после нас хоть потоп» и совсем близко к тоталитарной деспотии. Несложно понять, почему огромная Дездея взирает на потомков как на дегенератов (а сыновья-тройняшки Габаала этому диагнозу полностью соответствуют, плюс они еще и типичные мажоры) и почему она смотрит на крохотного, безымянного ребенка как на последний шанс для великанской элиты. Для нее он на долгие годы станет просто Малышом, и это прозвище отлично приживется в качестве его имени.


photo_2024-04-27_15-05-28.jpg


Малыша нужно постоянно прятать как от отца, так и от других огров. Тем не менее, он получает неплохое образование, старая родственница его воспитывает в правильной традиции. Человечину есть мальчишка категорически отказывается, сами люди интересуют его не меньше, чем великаны, с одной из девушек, подобранных матерью «во исполнение предначертанного» у него завязывается любовь. А в соседних помещениях огромного замка медленно рушится империя чудовищ, помешанных на размножении, но не знающих, как им исправить трагическую ситуацию. Кстати, если вам интересно, как огры решили, что человечина отлично подходит для пищи, в «Книге предков» рассказано и об этом, см. главу о Короле-Боге, есть ощущение, что история этого помешанного на бессмертии и любви к себе существа вдохновлена биографией и причудами кого-то из французских Людовиков. Вообще в этой «Книге» много интересных историй, из них, как из кирпичиков, соединенных веками тщеславия поистине великанского масштаба, авторы выстаивают убедительный и живой мир, пугающий не только своей жестокостью, но и хрупкостью. Нам показывают, насколько беззащитной может быть самая великая империя, если в ней поселились порок, безумие и жажда осуществления своих диких фантазий.

Разрываясь между привязанностью к матери и любовью к женщине, Малыш, растущий и способный постоять за себя в любой ситуации, хоть сам он лишь на голову-другую выше обычного человека, оказывается близок к тому, чтобы бросить вызов отцу. На этой шекспировской ноте, гарантирующей драмы и неожиданные повороты сюжета с эмоциональными моментами, пожалуй, оставим пересказ сюжета, чтобы не случилось спойлеров. Главное, что нужно знать — будет интересно. И неоднозначно, но комикс, где вовсю процветает каннибализм, однозначным никак быть не может, в нем постоянно что-то будет шокировать и удивлять. Отношения в королевских кругах и дворцовые интриги в сюжете, разумеется, представлены в должном объеме, но над ними явно доминирует… биология, те самые законы эволюции, ставящие инстинкт размножения превыше многих иных инстинктов. Эта биология не только привычно «обитает» в спальнях или на упаднических, выглядящих отвратительно оргиях, она заполняет головы персонажей, движет ими, мотивирует. И сводит с ума. При этом уступая место любви, которая все же в некоторых ситуациях оказывается сильнее, но также способна уступить зову плоти. В общем, прочтите, увидите все сами. Также центральной линией сюжета можно обозначить извечный поиск ответа на вопрос «Кто я?», стремление узнать побольше об окружающем мире, от которого главный герой максимально изолирован огромными стенами.


photo_2024-04-27_15-05-30.jpg


Комикс о Ограх-Богах вышел в России в издательстве «Metamorphoses», которое как провозгласило своей миссией «нести эстетику книгоиздания экстремально высоко», так и продолжает это делать в лучшем виде. Поэтому ловите претендента на одно из главных украшений вашей книжной полки с графическими романами: твердый переплет с тиснением золотой фольгой, увеличенный формат 220х190мм, белоснежная, плотная бумага и отличная полиграфия. Смотрится не то, что «дорого-богато», скорее, престижно и стильно. В самом комиксе очень много темных оттенков, что позволяет назвать его «готическим», но мне кажется, что этот термин сюда не очень подходит. Может быть, Большой стиль французского абсолютизма в упадке? Аристократический нуар? И немного анимационных «фишек», отлично передающих эмоции персонажей (внешность которых кажется сперва своеобразной, к ней нужно привыкнуть) и динамику сцен. Рисунок трехцветный, черный-белый-сепия.