Интервью с Анастасией Малейко

18.07.2024

Сегодня гостьей нашего интервью стала Анастасия Малейко — автор книги «Шесть тысяч мыслей Лины Коваль», вышедшей в издательстве КомпасГид. Мы задали Анастасии вопросы о писательстве, творчестве и книгах. 




Как вы пришли в писательство? Это был сложный или простой путь?

Это был естественный путь, не скажу, что сложный. По образованию я филолог. Однажды — а было мне к тому времени тридцать два года, я успела поработать рекламщиком, редактором и радиоведущей — я написала маленькую пьесу про 16-летнюю Лиличку, хорошую девчонку, но, как часто бывает с хорошими, слегка запутавшуюся. Потом ещё одну пьесу и ещё. А вскоре заинтересовалась скандинавской литературой для подростков, влюбилась в Ульфа Старка и на одном дыхании написала повесть «Моя мама любит художника». Повесть стала лауреатом Крапивинки. А дальше писательство как рефлекс, все время что-то либо пишешь, либо обдумываешь.


Какая прочитанная вами книга больше всего вас тронула?

Очень сложный вопрос. В разное время трогают разные книги. Но если все-таки выделить хотя бы пять главных… Во-первых, «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. Во-вторых, маленькая удивительная книжка испанского поэта Хуана Рамона Хименеса «Платеро и я» — можно читать в любом возрасте и с любого места, ничего пронзительнее и поэтичнее я не встречала. В третьих, «Театральный роман» и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова… В памяти всплывает много прекрасных книг — больших и маленьких, сложных и обманчиво простых, мудрых и таинственных. А сколько еще не прочитано!..


Как вам пришла идея вашей книги? 

Обычно я вижу сцену — одну — но ярко. Какой-либо эпизод, с героями, звуками и запахами, начинает настойчиво преследовать и не отпускает. Приходится его записать. А дальше — прирастает история. Например, вижу семнадцатилетнюю девчонку, которая стоит в гулком помещении. Оказывается, это оперный театр. Раннее утро. Она приходит сюда, чтобы мыть мраморную лестницу. Все это я увидела перед тем, как написать «Сорок две ступени» — продолжение повести про Лину, ее маму, соседку Киру и художника. Сейчас обе повести изданы в одной книге — «Шесть тысяч мыслей Лины Коваль».


Писательство наполняет или утомляет вас?

Если пишешь то, что важно, то, что твое и требует быть написанным, — то, конечно, наполняет. Утомляют обычно тексты, которые не совпадают с тобой, «не твои». Тогда надо остановиться, сходить на долгую прогулку по неизвестному маршруту, отключиться от букв. И постепенно вернется твоя энергия — только успевай записывать. Бывает, что «прогулка» затягивается на недели и месяцы — главное, чтобы пришло то самое «наполнение», а не «утомление». 

Хотя все это не исключает трудно дающихся глав и частей. 


Если бы вы могли дать начинающему писателю один совет, что бы это было?

Если хочется писать — пишите. 

В процессе письма со временем разберетесь, каков ваш жанр, стиль, темы. Просто начните. Никто пока не научился плавать, не заходя в воду. Поэтому — пишите — в телефоне, в ноутбуке, в блокноте. А дальше дорога выведет туда, куда нужно попасть как автору именно вам. 


Концовку какого известного романа вы хотели бы изменить?

Один из моих любимых вопросов! Часто мысленно меняю финалы фильмов и книг. У меня даже есть повесть, где подростки ставят спектакль по пьесе У. Шекспира «Ромео и Джульетта» и изменяют знаменитую печальную концовку. Как известно, влюбленные там погибают. А в моей книге они спасают Джульетту, дают ей шанс на непредсказуемую реальную жизнь, пусть и без Ромео…

Если говорить об известных романах, то, наверное, не буду оригинальной: я бы хотела изменить трагический финал «Анны Карениной». Но это невозможно. В романе Льва Толстого все абсолютно органично. И то, что случается в конце, подготавливается началом и серединой. Поэтому лучше ничего не менять, а попробовать написать свою книгу о счастливых и несчастливых семьях.


Хорошая книга — какая она, на ваш взгляд?

Универсального рецепта нет. И как случаются великие книги — тоже загадка. Невозможно этому научить. Обычные слова, составленные в определенном порядке, — а ты, как под гипнозом, сидишь несколько часов и читаешь страницу за страницей. И забываешь про еду, сон, дела...
Причем «хорошесть» книги не зависит от жанра. Я в разное время читаю и качественные детективы, и антиутопии, и виртуозно сделанные книги для детей и подростков. Если книга хорошая — могу про все забыть на полдня. И — страница за страницей, и весь мир останавливается. А ведь это просто слова, составленные в определенном порядке…



* Автор фотографии на обложке — Лана Павлова