Рубрика «Интервью с автором»

06.06.2024

И снова настало время для нашей регулярной рубрики «Интервью с автором». Мы продолжаем общаться с авторами и переводчиками и узнавать у них подробности о писательстве и творчестве! Наша сегодняшняя гостья — Ольга Мареичева, автор сборника рассказов «Желтые шторы, морская свинка и конец света» от издательства КомпасГид.


Как вы пришли в писательство? Это был сложный или простой путь?

Когда мне было лет пять, я увидела странный сон о том, как продираюсь через малинник в бабулином саду и вдруг оказываюсь на небольшой поляне, где растет высокая ель, стоит небольшой зеленый дом и серебряный бюст мальчика. Я рассказала сон бабуле, а она почему-то сказала: 

— Вырастешь — напишешь книгу и нам пришлешь! 

С тех пор эта мысль мне и запала. Но писать я стала стихи. Выпустила сборник, выступала на концертах. Писать рассказы пробовала, но они все остались черновиками, а всерьез я на прозу перешла только после рождения ребенка. 

Про полянку с зеленым домом я так и не написала.


Какая прочитанная вами книга больше всего вас тронула?

Трудно ответить, их столько было! Я выберу из них ту, которая меня как тронула с первого прочтения, так и сейчас мне дорога. «Капитанская дочка» Пушкина. Вот как полюбила ее с детства, так и люблю.

 

Как вам пришла тема/идея вашей книги 

«Желтые шторы» посоветовала собрать из разных рассказов замечательная писательница Лариса Романовская. Идеи рассказов приходили по-разному. Придумалась фраза об учительнице, которая превратилась в морскую свинку — и я начала размышлять, а как так получилось и что из этого вышло. «Сценарист» появился из моей детской фантазии, когда я после какого-то кино думала: интересно, а я настоящая, или только так думаю, а на самом деле про меня кино снимают. А версия «Красной шапочки» пришла в голову под «Paint It, Black» Роллинг Стоунз.


Писательство наполняет или утомляет вас?

Наполняет. Когда не пишется, мне плохо.


Если бы вы могли дать начинающему писателю один совет, что бы это было?

Пишите! Есть настроение — садитесь и пишите. Если история еще не сложилась целиком, записывайте куски. Если два эпизода не связываются, пишите их по отдельности, потом придумаете, как связать. Лишнее потом уберете, а может из него отдельная повесть вырастет. Не замучивайте замысел бесконечными планами и схемами. Не спугните музу.


Концовку какого известного романа вы хотели бы изменить?

Пусть Гермиона за Рона не выходит!


Хорошая книга — какая она, на ваш взгляд?

Я обычно отшучиваюсь, цитируя Бильбо Бэггинса «книга должна хорошо кончаться». На самом деле, конечно, множество хороших книг заканчиваются плохо. Пожалуй, я сошлюсь на другого английского писателя, тоже любимого. У Честертона есть эссе «хор». Он замечает, что в народных песнях, которые могут повествовать о страшных вещах, припев бывает удивительно оптимистичен. Все умерли — но тут хор подхватывает «А я буду верен любимой моей, покуда не бросит меня». Честертон говорит, что хорошо б и в современных ему декадентских романах слышался хор, поющий о том, что цветут сады, поют птицы, а мир, в общем, нормален и зло в нем — только искажение. Я с ним согласна: в хорошей книге, даже страшной, рассказывающей о невыносимых вещах, всегда можно услышать хотя бы отзвук этого «а я буду верен любимой моей». Или «Но и царь непобедимый, Если нет в нем правды вечной, На погибель обречен» (Это из «Антигоны» Софокла).