Книги, которые научат воспринимать кино иначе

Мы попросили Ксению Балюк, журналиста, кинокритика и автора Telegram-канала «Што это было», поделиться книгами, которые помогут разобраться в искусстве построения истории. Подборка будет интересна не только сценаристам и писателям, но и всем тем, кто хотел бы видеть в произведении нечто большее, чем рядовой зритель или читатель.

Пожалейте читателя

«Пожалейте читателя», Курт Воннегут

На первый взгляд кажется, что перед нами биография великого мастера американской литературы, но на самом деле это сборник советов Воннегута начинающим писателям (и сценаристам). Рекомендации бережно собирала его бывшая студентка Сьюзен Макконнелл, которая много лет дружила с Воннегутом. Отличная книга для тех, кто сомневается в собственных писательских силах.


Писатель как профессия

«Писатель как профессия», Харуки Мураками

Книга-исповедь писателя, влюбленного в свою профессию. Он будто изливает душу в дневнике, когда в доверительной манере рассказывает «о выработке стиля, о приемах из музыки, о радости творческой работы, о привычках, деталях и творческом хранилище, писательских амбициях, физической силе и еще бесконечно много интересных фактов» из собственного опыта. Очень личное произведение, впрочем, как и все у Мураками.


Ночная смена

«Ночная смена», Алексей Поляринов

Допустим, вы все же решили написать роман / сценарий, но у вас нет идеи. В «Ночной смене» Поляринов делится «самым сокровенным — идеями ненаписанных книг». С невероятной любовью к предмету он рассказывает об удивительных задумках, которые органично вписываются в исторический контекст, а затем перерастают в философские размышления об ответственности человека, работающего со словом. В общем, здесь есть все то, что волнует не только вдумчивого читателя, но и неуверенного писателя.


Тысячеликий герой

«Тысячеликий герой», Джозеф Кэмпбелл

Теперь, когда есть уверенность в себе и идея, приступаем к делу. В этой легендарной книге, разошедшейся миллионными тиражами, антрополог и сравнительный психолог Джозеф Кэмпбелл описывает путешествие героя, рассматривает универсальный мотив приключения и трансформации, которые отражены в мировой мифологической традиции. Кстати, Джордж Лукас после выхода на экраны «Звездных войн» в конце 1970-х годов заявил, что фильм был основан на идеях, описанных в работе Кэмпбелла.

«Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино», Кристофер Воглер

«Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино», Кристофер Воглер

Однажды, работая в сценарном отделе диснеевской студии, Воглер решил проверить на практике действенность мифологических схем из «Тысячеликого героя» и исследовал «зыбкие границы между мифом и современным искусством рассказывания истории». В итоге пособие для коллег превратилось в классический учебник, где автор вооружает читателя полезными инструментами, позволяющими создать увлекательное путешествие для будущих персонажей.

«История на миллион долларов: мастер-класс для сценаристов, писателей и не только», Роберт Макки

«История на миллион долларов: мастер-класс для сценаристов, писателей и не только», Роберт Макки

«Библия для сценаристов и писателей» от гуру Голливуда предлагает системный подход к рассказыванию историй и дает ключи к пониманию психологии восприятия, а главное — учит практической реализации идей. Макки объясняет, как создать драматическую структуру с нуля, отказавшись от привычных сюжетных наборов, и это делает его труд одним из главных в индустрии. Если бы все сценаристы прочитали эту книгу, то плохих фильмов не существовало бы вовсе.


«Голливудский стандарт. Как написать сценарий для кино и ТВ, который купят», Майкл Хейг

«Голливудский стандарт. Как написать сценарий для кино и ТВ, который купят», Майкл Хейг

Главное в сценарии — его безупречность, считает Хейг. В книге он рассказывает о том, «как добиваться совершенства текста, ни на секунду не упуская из виду всех слагаемых коммерческого успеха», и учит всем основам — от того, как разработать идею, до того, как готовый сценарий продать. Так, «Голливудский стандарт» уже более двадцати лет является исчерпывающим руководством для сценаристов, прочитав которое даже тот, кто не думал о работе в кино, задумается — а почему нет?

«Психология в кино: Создание героев и историй», Татьяна Салахиева-Талал

«Психология в кино: Создание героев и историй», Татьяна Салахиева-Талал

Разобравшись с основами драматургии, пора познакомиться «с концепциями некоторых психологических школ и направлений, переосмысленными с точки зрения кинодраматургии». Теории видных психологов, включая Фрейда и Юнга, адаптированы автором для сценарных структур так, чтобы писатель смог их использовать для создания достоверных историй и персонажей, в результате сопереживания которым зритель достиг бы катарсис.


Диалог: Искусство слова для писателей, сценаристов и драматургов, Роберт Макки

«Диалог: Искусство слова для писателей, сценаристов и драматургов», Роберт Макки

Когда основная история выстроена, самое время переходить к диалогам. Роберт Макки, научив нас основам драматургии в «Истории на миллион долларов», продолжает раскрывать секреты сценарного мастерства. На этот раз он объясняет, как соединить «две безмолвные области: внутреннюю жизнь героя и внутреннюю жизнь читателя-зрителя» и наделить персонажей голосами так, чтобы избежать клише.

«Кино за гранью», Андрей Плахов

«Кино за гранью», Андрей Плахов

Если сценарий / роман готов, то стоит включить критическое мышление. Едва ли можно найти лучшие примеры рецензий и статей о ключевых фильмах и событиях в истории отечественного и мирового кино XXI века, чем те, что опубликованы в сборнике Плахова. «Написанные “к случаю” или “по горячим следам” тексты складываются в большой сюжет о незаметном этическом и эстетическом сломе, происходящем в кинематографе и культуре».