Интервью с Дарьей Благовой

13.11.2024

Дарья Благова — автор книги «Течения» и других книг в издательстве Альпина. Сегодня Дарья отвечает на наши вопросы в рубрике «Интервью с автором». Какой совет писательница даст начинающим авторам? Какая книга тронула ее больше остальных, а у какой она хотела бы заменить финал? Читайте в нашем интервью. 



Как вы пришли в писательство? Это был сложный или простой путь?

Я много лет работала в социальной журналистике: писала и выпускала материалы о домашнем насилии, медицине, НКО, современном рабстве и т.д., при этом мир не становился справедливее и добрее от моей работы. В какой-то момент внутри стало так много боли, что психика не выдержала, и я начала выгорать, а в конечном счете заболела тяжелой депрессией. Работа над литературным текстом, наоборот, помогает высвободить боль, потому что я часто опираюсь на опыт в журналистике и волонтерстве, использую навыки, которые получила, работая над непростыми темами. Так что да, путь через депрессию непрост, но это тот случай, когда удается найти себя, оттолкнувшись от дна.


Какая прочитанная вами книга больше всего вас тронула?

Меня часто трогают книги, не смогу выделить одну, хотя прямо поплакать над текстами получается раз в несколько лет. Из тех, что прочитала за прошедшее лето, я бы выделила «Ничто, кроме сердца» Гриши Пророкова, «Тетрадь Катерины Суворовой» Линор Горалик*, «Спрингфилд» Сергея Давыдова, MANIAC Бенхамина Лабатута, «Яд» Тани Коврижки. Именно от этих книг я испытала много сильных чувств, но понравилось мне также немало других книг. А плакала последний раз год назад над книгой «Хронология воды» Лидии Юкнавич: там есть один момент, на котором у меня случился катарсис, но я не скажу, какой. 


Как вам пришла идея вашей последней книги?

В Школе литературных практик я написала выпускной рассказ о мизогинной дружбе двух первокурсниц. Он всем понравился, и его даже взяли в журнал «Артикуляция». Но главное не это, а то, что эта история меня захватила, и я поняла, что умру, если не напишу что-то еще по ней. А потом сильно поменялся социально-политический контекст, и пружина будущего романа окончательно сложилась в голове. Через год я дописала «Течения»


Писательство наполняет или утомляет вас?

Мне нравится писать, иногда я просто проваливаюсь в текст. Кажется, само письмо — это то, что мне приносит больше всего удовольствия в литературной работе. Но я не могу писать слишком долго, максимум — четыре часа в день, и то редко. То есть в конечном счете письмо утомляет, как и любое другое любимое, но трудозатратное дело: например, поход на гору, езда на велике или кулинария. 


Если бы вы могли дать начинающему писателю один совет, что бы это было?

Читать современную литературу на том языке, на котором вы сами пишете.


Концовку какого известного романа вы хотели бы изменить?

Хороший финал — далеко не всегда позитивный. Вообще, я обожаю крутые грустные финалы. Если я потом неделю жалею героев и желаю им чего-нибудь доброго, как живым людям, — значит, книжка сработала хорошо. Поменять мне хочется нелогичные финалы с неясной мыслью и идеей, но я не берусь делать критические разборы, это не моя работа. 


Хорошая книга — какая она, на ваш взгляд?

С актуальной проблематикой, интересная и написанная современным языком. 


*признана иноагентом в РФ