Книги, которые научат воспринимать кино иначе

Мы попросили Ксению Балюк, журналиста, кинокритика и автора Telegram-канала «Што это было», поделиться книгами, которые помогут разобраться в искусстве построения истории. Подборка будет интересна не только сценаристам и писателям, но и всем тем, кто хотел бы видеть в произведении нечто большее, чем рядовой зритель или читатель.

Пожалейте читателя

«Пожалейте читателя», Курт Воннегут

На первый взгляд кажется, что перед нами биография великого мастера американской литературы, но на самом деле это сборник советов Воннегута начинающим писателям (и сценаристам). Рекомендации бережно собирала его бывшая студентка Сьюзен Макконнелл, которая много лет дружила с Воннегутом. Отличная книга для тех, кто сомневается в собственных писательских силах.


Писатель как профессия

«Писатель как профессия», Харуки Мураками

Книга-исповедь писателя, влюбленного в свою профессию. Он будто изливает душу в дневнике, когда в доверительной манере рассказывает «о выработке стиля, о приемах из музыки, о радости творческой работы, о привычках, деталях и творческом хранилище, писательских амбициях, физической силе и еще бесконечно много интересных фактов» из собственного опыта. Очень личное произведение, впрочем, как и все у Мураками.


Ночная смена

«Ночная смена», Алексей Поляринов

Допустим, вы все же решили написать роман / сценарий, но у вас нет идеи. В «Ночной смене» Поляринов делится «самым сокровенным — идеями ненаписанных книг». С невероятной любовью к предмету он рассказывает об удивительных задумках, которые органично вписываются в исторический контекст, а затем перерастают в философские размышления об ответственности человека, работающего со словом. В общем, здесь есть все то, что волнует не только вдумчивого читателя, но и неуверенного писателя.


Тысячеликий герой

«Тысячеликий герой», Джозеф Кэмпбелл

Теперь, когда есть уверенность в себе и идея, приступаем к делу. В этой легендарной книге, разошедшейся миллионными тиражами, антрополог и сравнительный психолог Джозеф Кэмпбелл описывает путешествие героя, рассматривает универсальный мотив приключения и трансформации, которые отражены в мировой мифологической традиции. Кстати, Джордж Лукас после выхода на экраны «Звездных войн» в конце 1970-х годов заявил, что фильм был основан на идеях, описанных в работе Кэмпбелла.

«Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино», Кристофер Воглер

«Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино», Кристофер Воглер

Однажды, работая в сценарном отделе диснеевской студии, Воглер решил проверить на практике действенность мифологических схем из «Тысячеликого героя» и исследовал «зыбкие границы между мифом и современным искусством рассказывания истории». В итоге пособие для коллег превратилось в классический учебник, где автор вооружает читателя полезными инструментами, позволяющими создать увлекательное путешествие для будущих персонажей.

«История на миллион долларов: мастер-класс для сценаристов, писателей и не только», Роберт Макки

«История на миллион долларов: мастер-класс для сценаристов, писателей и не только», Роберт Макки

«Библия для сценаристов и писателей» от гуру Голливуда предлагает системный подход к рассказыванию историй и дает ключи к пониманию психологии восприятия, а главное — учит практической реализации идей. Макки объясняет, как создать драматическую структуру с нуля, отказавшись от привычных сюжетных наборов, и это делает его труд одним из главных в индустрии. Если бы все сценаристы прочитали эту книгу, то плохих фильмов не существовало бы вовсе.


«Голливудский стандарт. Как написать сценарий для кино и ТВ, который купят», Майкл Хейг

«Голливудский стандарт. Как написать сценарий для кино и ТВ, который купят», Майкл Хейг

Главное в сценарии — его безупречность, считает Хейг. В книге он рассказывает о том, «как добиваться совершенства текста, ни на секунду не упуская из виду всех слагаемых коммерческого успеха», и учит всем основам — от того, как разработать идею, до того, как готовый сценарий продать. Так, «Голливудский стандарт» уже более двадцати лет является исчерпывающим руководством для сценаристов, прочитав которое даже тот, кто не думал о работе в кино, задумается — а почему нет?

«Психология в кино: Создание героев и историй», Татьяна Салахиева-Талал

«Психология в кино: Создание героев и историй», Татьяна Салахиева-Талал

Разобравшись с основами драматургии, пора познакомиться «с концепциями некоторых психологических школ и направлений, переосмысленными с точки зрения кинодраматургии». Теории видных психологов, включая Фрейда и Юнга, адаптированы автором для сценарных структур так, чтобы писатель смог их использовать для создания достоверных историй и персонажей, в результате сопереживания которым зритель достиг бы катарсис.


Диалог: Искусство слова для писателей, сценаристов и драматургов, Роберт Макки

«Диалог: Искусство слова для писателей, сценаристов и драматургов», Роберт Макки

Когда основная история выстроена, самое время переходить к диалогам. Роберт Макки, научив нас основам драматургии в «Истории на миллион долларов», продолжает раскрывать секреты сценарного мастерства. На этот раз он объясняет, как соединить «две безмолвные области: внутреннюю жизнь героя и внутреннюю жизнь читателя-зрителя» и наделить персонажей голосами так, чтобы избежать клише.

«Кино за гранью», Андрей Плахов

«Кино за гранью», Андрей Плахов

Если сценарий / роман готов, то стоит включить критическое мышление. Едва ли можно найти лучшие примеры рецензий и статей о ключевых фильмах и событиях в истории отечественного и мирового кино XXI века, чем те, что опубликованы в сборнике Плахова. «Написанные “к случаю” или “по горячим следам” тексты складываются в большой сюжет о незаметном этическом и эстетическом сломе, происходящем в кинематографе и культуре».

 

Хит
(5)
0 отзывов
Книга «Пожалейте читателя» — сборник советов Курта Воннегута начинающим писателям, его размышления о писательстве как ремесле и искусстве. А еще это биография мастера американской литературы, подготовленная после смерти Курта Воннегута писательницей Сьюзен МакКоннелл, его бывшей студенткой, которая много лет с ним дружила. Остроумные и язвительные рекомендации Воннегута, взятые из его романов, эссе, лекций, статей, интервью и писем, с подробными комментариями Сьюзен МакКоннелл вдохновят каждого, кто выбрал писательский путь. Они помогут понять, о чем и для кого писать, где отыскивать истории и как не пропасть в омуте творческого ступора и страха. «Пожалейте читателя» — полезное руководство для начинающих авторов и отличный подарок всем поклонникам творчества Курта Воннегута.
1 077 ₽
Ваша цена после авторизации
753.90 ₽
(5)
0 отзывов
Приглашаем на встречу с любимым автором.
Представьте себе, что Харуки Мураками выступает перед читателями и вы задаете ему самые важные вопросы:
— о писательской среде и литературных премиях,
— о творческой силе и оригинальности,
— о выработке своего стиля и характере,
— о школе и образовании в Японии,
— о секретах сэнсэя и его писательской философии,
— о том, как стать писателем и не сойти с дистанции, и еще море мыслей, советов и примеров из личного опыта Харуки Мураками.
Книга-интервью, книга-исповедь писателя, влюбленного в свою профессию.
(5)
0 отзывов
Сборник эссе прозаика, переводчика и критика Алексея Поляринова словно душевный разговор с хорошим другом о кино и литературе. Автор делится самым сокровенным — идеями ненаписанных книг: рассказывает о романе о приключениях матери Сервантеса, о фанфике по «Волшебнику страны Оз» и даже проводит воображаемую экскурсию по подмосковному моргу, попутно читая лекцию о мертвецах в русской литературе. Во второй части книги читателей ждет история «заклятой дружбы» Джонатана Франзена и Дэвида Фостера Уоллеса, эссе об одном из самых страшных американских исторических романов — «Кровавом меридиане» Кормака Маккарти, размышления о появлении глобального романа и другие тексты о кино и литературе, написанные с невероятной любовью к предмету и отменным чувством юмора.
987 ₽
Ваша цена после авторизации
690.90 ₽
(5)
0 отзывов
С момента своего выхода эта легендарная книга разошлась миллионными тиражами во всем мире. Джозеф Кэмпбелл — известнейший антрополог, сравнительный психолог. В этой книге автор описывает путешествие героя, рассматривает универсальный мотив приключения и трансформации, которые отражены в мировой мифологической традиции. Джордж Лукас после выхода на экраны «Звездных войн» в конце 1970-х годов заявил, что фильм был основан на идеях, описанных в «Тысячеликом герое» и других книгах Кэмпбелла.
Хит
(5)
0 отзывов
В основе любой увлекательной истории — будь то сказка, миф, сюжет для романа или киносценарий — лежит путешествие героя: внутреннее или внешнее. Эта идея стала путеводной звездой для Кристофера Воглера, когда, работая в сценарном отделе диснеевской студии, он проверял на практике действенность мифологических схем, описанных в знаменитом труде Кэмпбелла «Тысячеликий герой». Позже практическое пособие, написанное Воглером для коллег, превратилось в классический учебник, который не только входит в круг обязательного чтения будущих писателей и сценаристов, но и десятилетиями не теряет лидирующего положения среди множества книг такого рода. В «Путешествии писателя» автор приглашает читателя исследовать зыбкие границы между мифом и современным искусством рассказывания истории, предупреждая о трудностях и опасностях путешествия в недра собственной души, и вооружает полезными инструментами, которые в руках умелого мастера приобретают невероятную силу.
Хит
(5)
0 отзывов
Рассказывать истории приходится людям разных профессий — не только писателям и сценаристам. Ведь зачастую, обдумывая (доклад или презентацию, мы стараемся не ограничиваться скучным набором фактов. Но как рассказать о компании интересно или как сочинить для нее историю, если, кроме разрозненной информации, больше ничего нет? Модное слово «сторителлинг» придумал не Роберт Макки, но именно он, будучи преподавателем сценарного мастерства, к «рассказыванию историй» подошел системно. Он предлагает отказаться от набора сюжетов и создать драматическую структуру: выбрать героя, среди многих событий найти самое важное, нарушающее порядок вещей, перейти к преодолению препятствий, довести дело до кризиса, показать, как герой решается на, может быть, единственно верный шаг и начинает действовать, а затем либо победа, либо... окончательное поражение — каждый волен выбирать свой финал.
Книга представляет собой учебник для сценаристов, но, несомненно, будет полезна специалистам по связям с общественностью, маркетологам и всем, кто хотел бы научиться рассказывать интересно и, главное, убедительно.
Хит
(5)
0 отзывов
Книга Майкла Хейга «Голливудский стандарт» более 20 лет остается наиболее исчерпывающим руководством для сценаристов кино и телевидения. Настоящее, полностью обновленное издание отражает последние тенденции в искусстве и бизнесе кино. Гуру кинематографа подробно описывает каждый шаг — от идеи до продажи сценария. Исходя из того, что главное — это безупречность самого сценария, Хейг учит добиваться совершенства текста, ни на секунду не упуская из виду всех слагаемых коммерческого успеха. Зная о кино все, автор дает психологически точные советы, как подступиться к нужным людям и добиться их интереса, снабжает читателя исчерпывающими рекомендациями об организационных структурах и источниках информации, делает разбор отдельных сцен множества успешных кинолент, дает полный анализ сценария фильма «Аватар». И все это Хейг пишет так убедительно, что даже человеку, не помышлявшему прежде о карьере в кино, хочется взяться за написание сценария.
(5)
0 отзывов
Книга, написанная автором уникального курса «Психология для сценаристов» Татьяной Салахиевой-Талал, знакомит с концепциями некоторых психологических школ и направлений, переосмысленными с точки зрения кинодраматургии. Среди них теории Фрейда и Юнга, оказавшие громадное влияние на киноискусство, гештальт-подход, которому в книге уделено особое внимание, а также новейшие мировые исследования в области социокультурных феноменов, знание которых позволит создавать актуальные для современного зрителя истории. Каждая психологическая теория адаптирована под цели кинодраматургов и интегрирована в ключевые сценарные структуры. Благодаря этому читатель научится понимать, как разные формы искусства влияют на психику зрителя, как создавать глубокие характеры героев и психологически достоверные истории, какие повороты сюжета и личностные особенности персонажей вовлекают зрителя в происходящее на экране, заставляя его сопереживать героям, проходить вместе с ними путь трансформации и достигать катарсиса. Все эти знания, несомненно, полезны не только сценаристам, но и режиссерам, продюсерам, редакторам, киноведам и всем тем, кто интересуется кино и психологией.
(5)
0 отзывов
Роберт Макки — американский сценарист, один из наиболее известных в мире и авторитетных преподавателей сценарного искусства, автор знаменитого бестселлера «История на миллион долларов» — раскрывает секреты создания драматического диалога, отталкиваясь от его функции, содержания, формы и техники речи действующих лиц. Вы узнаете, как, вложив слова в уста героев, сделать их живыми, наделить голосами, за которыми зритель и читатель будут следовать неотступно, научитесь искусству соединять «две безмолвные области: внутреннюю жизнь героя и внутреннюю жизнь читателя-зрителя». Это учебник-исследование, в котором рассмотрены как наиболее действенные техники «диалогового письма», так и ошибки, подстерегающие автора в процессе работы, в том числе клише, многословие и неправдоподобие. Если вы только начинаете свои литературные опыты, книга укажет вам путь к мастерству; профессиональному же писателю она поможет сделать важный шаг к совершенству.
(5)
0 отзывов
Новая книга Андрея Плахова собрана из рецензий и статей о ключевых фильмах и событиях в истории отечественного и мирового кино XXI века. Фестивальные премьеры, публичные скандалы, юбилейные даты, реформы киноиндустрии, торжество новой морали, уход великих мастеров, призрак цензуры — написанные «к случаю» или «по горячим следам» тексты складываются в большой сюжет о незаметном этическом и эстетическом сломе, происходящем в кинематографе и культуре.
1 410 ₽
Ваша цена после авторизации
987 ₽