Джеффри Евгенидис — тот, кто знает, о чем нельзя молчать

Джеффри Евгенидис, уроженец Детройта, появился на свет в 1960-м году. С самого детства он как будто бы знал, кем хочет быть. Большое влияние на него оказала его мать, изучавшая английскую литературу и собравшая большую библиотеку, которую Джеффри прочел от корки до корки. Мама писателя не смогла окончить обучение, ибо все ее время уходило на содержание их дома.

Романы Евгенидиса происходят из жизни. Он часто вспоминает о своем родном городе, не имея возможности обойти его стороной, ведь тот все же принял участие в формировании его личности. Кроме того, важным становится греческое происхождение автора, что находит отражение в его дебютном романе «Средний пол». Евгенидис пишет с большими перерывами, предпочитая оттачивать свои произведения до тех пор, пока они не станут говорить теми словами, которые он замыслил.

В данной подборке представлены основные произведения автора. Сюжет «Девственниц-самоубийц», первого романа Евгенидиса, подсказала реальная история няни его племянницы, которая вместе со своими кузинами хотела покончить с собой. Этот роман был экранизирован Софией Кополла в 1999 году. «Свадебный сюжет» попал в шорт-лист Премии национальной ассоциации литературных критиков. В сборник «Найти виноватого» вошли рассказы, в основе которых — особенно волнующие автора темы. А за «Средний пол» Джеффри Евгенидис получил Пулитцеровскую премию.

Девственницы-самоубийцы

1627564136.png

Пять сестер Лисбон живут будто бы в своем, закрытом ото всех мире. Из-за этого в глазах окружающих они предстают юными принцессами, а их дом — сказочным замком, который им разрешено покидать только по крайней необходимости: по будням — в школу, в воскресный день — в церковь. Оттого окружающих так и манит к сестрам. Никто точно не знает, в чем они различаются между собой, но это и неважно. Они похожи, и мама одевает их в одинаковые мешковатые наряды. Родители девочек строги, и в то же время это кажется вполне приемлемым. Кажется, что сестры — это единый организм.

После самоубийства одной из сестер все меняется, причем не только в их доме. Знакомых семьи Лисбон не оставляет в покое эта трагедия. Все хотят найти ответ, почему девочка покончила с собой. Газеты пестрят заголовками о смертности среди подростков, люди говорят о том, что нет причин так рано прощаться с жизнью, ведь в таком возрасте проблем еще нет.
Мальчишки, знавшие девственниц-самоубийц всю жизнь, ведут рассказ обо всех событиях, что происходили на их глазах. Они пытаются найти ответ, почему одна из сестер, а потом и все остальные покончили с собой. Кто виноват в их смерти? Что стало спусковым механизмом? Почему они не попросили о помощи? Вряд ли мальчики знают ответы на эти вопросы, но тем ценнее их поиски.

Свадебный сюжет

1627564170.png

Романы далекого прошлого всегда были завязаны на браке, счастливом и не счастливом, и вытекающих из него последствиях, ведь они отражали эпоху. Но со временем брак перестал быть основой взаимоотношений. Писатели потеряли основной сюжет своих романов, а люди — понимание, что делать со своей жизнью.

С этой бедой, как и многие другие люди их века, прошлого и будущего, столкнулись молодые выпускники университета: Мадлен, Леонард и Митчелл. Мадлен выросла в любящей семье, жаждет любви и не знает, куда применить свой потенциал. Митчеллу не надо ничего доказывать, ведь он и без того хорош, ему нужна любовь исключительно Мадлен, но совладать с девушкой крайне сложно. Она отдает предпочтение Леонарду, но может ли он отвечать ей взаимностью, даже находясь с ней в отношениях? Кажется, что весь роман посвящен их взаимоотношениям, и в то же время центральной темой остается поиск своего места в академической, бытовой и любовной сферах. Выпускники, хотя и сами понятия не имеют, что хотят от этого мира, полны амбиций, хотят применить себя на благо как свое, так и общественное, но сталкиваются с реалиями непредсказуемой жизни.

Найти виноватого

1627564327.png

В любой привычной истории есть всегда тот, кого можно обвинить. Так бывает у авторов многих известных книг, но у Джеффри Евгенидиса в сборнике рассказов «Найти виноватого» виноваты будто бы все и никто одновременно. Нет в рассказах ни злой, ни доброй стороны, и потому не возникает желания ругать одного персонажа. Все они — реальные люди, и их беды близки нам. И на главный вопрос, который задает автор книги, о том, кого в итоге стоит считать виноватыми, не остается ответить ничего другого, кроме как — «всех».

Герои рассказов сталкиваются с большими трудностями и не всегда способны с ними справиться. Они совершают ошибку за ошибкой, поддаются соблазну, забываются и позволяют эмоциям и обстоятельствам взять верх. Это люди, которые заплывают за буйки, забывая о том, что они не умеют плавать. Им сложно признать, что виной их падения становятся они сами, поэтому приходится искать виновного среди окружающих.

В рассказах раскрыты разные стороны человеческой жизни, самые темные ее уголки. Они многоголосы, ведь чтобы кого-то обвинить, нужно услышать все точки зрения и решить для себя, кому можно верить. Мы свободны в своих суждениях, собственный опыт — вот наш подсказчик. Кто виновен? В чем? А нет ли тут подвоха? Предстоит решить нам самим.

Средний пол

1627564158.png

Изредка в какой-нибудь семье рождается ребенок, чей пол определить крайне проблематично. Их называют интерсексуалами или гермафродитами.

В одной греческой семье родился такой ребенок. Одна родственница с помощью ложечки, качая ее как маятник, предсказала, что родится мальчик, но на свет появилась девочка, и все посчитали, что их семейная гадалка в этот раз ошиблась. Однако спустя время ребенок стал меняться: начался пубертатный период. Врачи ломали головы. Для них юная Каллиопа, ставшая вдруг Калом, предстала новой загадкой, ведь в отличие от других гермафродитов она позиционировала себя как девочку. Было ли это фарсом, чтобы успокоить родителей, или взаправду — решать самому ребенку. Семья Каллиопы-Кала пережила многое, и он рассказывает их историю, а также открыто говорит о причинах своего гермафродитизма — он плод двойного инцеста.

Взрослея и отделяясь от семьи, Каллиопа узнает себя и наконец решает, кем ей суждено быть, независимо от всех прогнозов врачей, ее родителей и тех, кто ей встречается на пути. «Оно» находит самого себя, снимая чужие ярлыки и вешая на себя тот, какой ему по душе.

Валерия Савенкова