Интервью с Евгенией Райнеш

30.01.2025

Сегодня в гостях у нашей рубрики Евгения Райнеш — автор книги «Феи на твоей стороне» в издательстве «Волки на парашютах»

В этом интервью Евгения рассказывает, как страх предательства, случайная мелодия или шапка взбитых сливок могут стать основой для новой истории. Почему иногда писательство наполняет, а иногда превращает тебя в пустую черную дыру? Что делать, если без писательства уже не можешь? И что отличает хорошую книгу…

Читайте разговор о литературе, поисках вдохновения и неизбежности творчества.


Как вы пришли в писательство? Это был сложный или простой путь?

Первую книгу КАК УМЭТ ЛИТАТ («Как уметь летать») с большим количеством собственных иллюстраций написала в четыре года в школьной тетрадке в клеточку. Когда мама строго сказала: «Жень, можно учить только тому, что умеешь сама. Вот разве ты умеешь летать?», честно ответила: «Конечно».

После школы собиралась поступать в Литинститут, но умные родители уговорили сначала набраться опыта и сюжетов. Так что закончила УрГУ (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) в Екатеринбурге, факультет журналистики. Более 20 лет работала в средствах массовой информации. Так что за моей спиной тысячи километров текстов: публицистика, репортажи, новостные статьи.

Издающиеся писатели мне всегда казались «небожителями», поэтому долго не могла решиться обнародовать свои художественные истории. А в один момент вдруг поняла: сейчас или никогда. В общем, можно сказать, что я много лет «собирала камни», а теперь наступила пора их «бросать».


Какая прочитанная вами книга больше всего вас тронула?

Если говорить о самом первом впечатлении детства (оно, собственно, и самое яркое), то потрясла сказка Антония Погорельского «Черная курица, или подземные жители». Я прочитала ее еще в дошкольном возрасте, но у меня до сих пор мурашки по коже, как подумаю о том моменте, когда Алеша понял, что предал подземных жителей. Хотя потом уже читала много исследований о том, что в этой сказке скрыто много смыслов — и исторических, и метафизических, но тогда, в детстве, меня сильно потряс именно этот момент. Я всю жизнь ужасно боюсь предать (пусть и не по своей вине) тех, кто мне доверился.


Как вам пришла тема/идея вашей книги?

Идеи проходят случайно и внезапно. Обрывок разговора, случайная мелодия, приснившийся образ, шапка взбитых сливок над чашкой кофе — никогда не знаешь, что послужит основой для повести или романа. Если говорить о книге, которая вышла в «Волках на парашютах», то, честно говоря, я уже не помню точно, что стало «спусковым крючком» для сюжета. У меня была взрослая история о женщине, пропавшей в лабиринте своих фантазий, а потом вдруг я поняла, что продолжение должно быть от имени Даши, ее дочери. Ну, она как бы не оставляла меня в покое, дергала и мешала заниматься другими делами, пока я не села писать продолжение (хотя оно и не планировалось). Даша, очень второстепенный персонаж в первой части, не смирилась с положением дел, вышла на первый план и заставила меня закончить тяжелую, в общем-то, историю, волшебной сказкой с вполне счастливым концом.


Писательство наполняет или утомляет вас?

Парадоксально и то, и другое одновременно. Творчество как колодец — его то наполняешь, то опустошаешь. Но несколько дней после того, как я заканчиваю какую-то большую историю, точно чувствую невероятную опустошенность. Полную пустоту. Словно во мне черная дыра, в которой все — книги, фильмы, прогулки, картины (все, что я обычно очень люблю) — пропадает бесследно. В смысле, что я ничего не воспринимаю.


Если бы вы могли дать начинающему писателю один совет, что бы это было?

Это прямо очень банальное, но единственно верное: «Что бы ни случилось, успокойся и пиши».

У очень малого числа счастливчиков все получилось с первого раза (и то мы точно не знаем, что скрывается на самом деле за каждой историей успеха). Это сложный путь. У моего любимого Гумилева есть про стихотворение «Волшебная скрипка»:

Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,

У того исчез навеки безмятежный свет очей,

Духи ада любят слушать эти царственные звуки,

Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.

Это, наверное, про всех нас — и известных, и неизвестных, — условных «скрипачей».

Нужно быть готовым и к успеху, и к неуспеху, и заниматься этим потому, что не писать ты не можешь.


Хорошая книга — какая она, на ваш взгляд?

Эта книга может быть в любом жанре, но в ней должен быть присущий этому жанру ритм. Некая музыка. Это может быть и блатной шансон, и величественная симфония для целого оркестра, и незатейливый мотивчик любовной «поп»-песенки.

Главное, если я слышу подходящий мотив для произведения, когда его читаю, для меня — это удача книги.