Книжные новости: путеводитель по книгам лауреатов «Белой вороны»

27.11.2024

Каталог «Белые вороны» — это ежегодный список лучших детских и юношеских книг со всего мира, составляемый Мюнхенской международной детской библиотекой. 

Лауреаты «Белых ворон» становятся частью международного литературного сообщества и представляют круг литературы, отличающейся важными социальными и культурными темами, художественной силой и способностью затронуть сердца молодых читателей. В последние годы этот список все чаще пополняют книги российских авторов.

В этом году в список попала книга Анны Зеньковой — дважды лауреат премии имени Крапивина, автора подростковых бестселлеров «Удар скорпиона» и «С горячим приветом от Феклы». Теперь книга Анны «Те, кого не было» сразу заняла достойное место в ряду этих непростых историй. 


Каталог этого года можно скачать по ссылке:

https://www.ijb.de/en/home/the-white-ravens


Книга КомпасГида в списке «Белых Ворон» не впервые.

В разные годы там были:

«Сахарный ребенок» Ольги Громовой, «Ворон» Евгения Рудашевского, «Когда отдыхают ангелы» Марины Аромштам и «Фотографии на память» Марии Мартиросовой. А также «Мороженое в вафельных стаканчиках» и «Маяк — смотри!» Марии Ботевой и «Точка бифуркации» Николая Пономарёва.


Представляем список лауреатов разных лет. Мы узнали у авторов, что для них значит быть частью этого списка, и почему, на их взгляд, была выбрана именно та или иная книга.


Анна Зенькова, «Те, кого не было» (2024)

Повесть Анны Зеньковой — это история о сложных судьбах героев, встретившихся на маленьком клочке суши среди моря. В их жизни появляется тайна, которая полностью переворачивает их восприятие мира и увлекает в поиске разгадок и ключей.


Евгений Рудашевский, «Зверь 44» (2023) и «Ворон» (2017)

Антиутопия Евгения Рудашевского «Зверь 44» переносит читателя в безымянную страну, где война стала повседневной реальностью. В центре сюжета группа людей, выживающих и мечтающих о переменах. 

«Ворон» — история взросления четырнадцатилетнего Димы, который отправляется на охоту, мечтая вернуться мужчиной. В глухой тайге он учится охотничьим премудростям у своего дяди и старших товарищей и тонкостям общения с природой и самим собой. Лес, верный пес и встреча с таинственным вороном помогают ему понять, что мужество измеряется не количеством подстреленной добычи, а тем, что он унесет с собой из этого путешествия.


Ольга Громова, «Вальхен» (2022)

«Вальхен» — история тринадцатилетней Вали, чья жизнь переворачивается с началом войны. Летние каникулы сменяются тяжелыми годами оккупации, отправкой в Германию и клеймом остарбайтера. Через испытания и встречу с первыми серьезными чувствами Валя взрослеет, сохраняя мечту о будущем, которое, несмотря ни на что, остается для нее целой жизнью.


Николай Пономарев, «Точка бифуркации» (2020)

Книга рассказывает о Тимофее и Марине, живущих рутинной и жадно ждущих перемен. Герои размышляют о том, где и когда наступает тот момент, который должен, как кажется, перевернуть их жизнь и полностью перестроить отношение к миру.


Ольга Громова, «Сахарный ребенок»  (2015)

История маленькой девочки, попавшей в лагерь вместе с мамой в годы репрессий, — это и рассказ о детской стойкости, и книга о силе духа. Эля, героиня книги, не сдаётся и сохраняет человечность даже в самых сложных условиях. Как говорит Громова, книга возникла не от личной потребности писать, высказаться, а от внутреннего обязательства доделать то, что не успела доделать героиня истории. Истории о временах, которые никогда не должны повториться.


Мария Ботева, «Мороженое в вафельных стаканчиках» (2014) и «Маяк — смотри!» (2018)

Книги Марии Ботевой  — это рассказы о жизни и трудностях подростков. Их герои сталкиваются с важными жизненными открытиями, с желанием понять себя и других, со стремлением сохранить душевное тепло в даже самые напряженные времена.


Мария Мартиросова, «Фотографии на память», 2013 год

Повесть Марии Мартиросовой — это тонкое исследование национальных вопросов и межэтнических отношений, раскрывающее конфликт вокруг Нагорного Карабаха через призму детских и подростковых судеб.