День рождения Клода Моне

14.11.2024

Клод Моне — французский художник, один из основателей импрессионизма.


photo_2024-11-14_09-05-12.jpg

Клод Моне «Автопортрет в берете», 1886


В книге «Лондон в компании художников» представлены поздние работы мастера, однако формироваться как художник Моне начал еще в 14 лет. Он писал карикатуры, заработав таким образом известность в Гавре, в Нормандии, куда он переехал с родителями. Здесь он познакомился с пейзажистом Эженом Буденом, который удивил юного художника тем, что писал не в мастерской, а на открытом воздухе. Моне такой подход показался необычным и новаторским. Уже в Нормандии он начал практиковать это способ работы над картинами.


photo_2024-11-14_09-05-13 (3).jpg

Клод Моне. Карикатура «Жюль Дидье. Человек-бабочка»


В Париже Моне учился с другими будущими импрессионистами: Огюстом Ренуаром, Фридериком Базилем и Альфредом Сислеем. Одна из известных картин художника этого периода — «Завтрак на траве». Моне не скрывал, что вдохновился картиной Эдуарда Мане, однако, в отличие от предшественника, Моне не собирался шокировать публику, изображая людей обнаженными. Уже в этот период он нащупал свой стиль — пренебрегал линией, создавал формы с помощью цветовых пятен, а фигуры людей на его картинах не имели четких контуров.


photo_2024-11-14_09-05-12 (2).jpg

Картина Клода Моне «Завтрак на траве» 1865-1866


Изображения Лондона относятся к позднему периоду творчества художника. В 1900-1904 годах Клод Моне часто бывал в Англии. Его вдохновляла туманная атмосфера Лондона. Что он отразил на своих полотнах, создав целую серию картин со зданием парламента. На них строение предстает то в туманной дымке, то залитое вечерними красками заходящего солнца…

photo_2024-11-14_09-05-13 (2).jpg

Клод Моне «Здание парламента в Лондоне. Эффект тумана», 1904


photo_2024-11-14_09-05-13.jpg

Клод Моне «Здание парламента в Лондоне. Закат», 1904


Эти картина являются ярким примером главных принципов творчества Клода Моне: отвержение объективной реальности, работа со светом и убежденность в том, что именно свет меняет и цвет, и форму изображаемых предметов, строений и пейзажей.

Для меня пейзаж не существует сам по себе, ведь его внешний вид меняется каждую минуту. Но окружающая атмосфера делает его живым — свет и воздух, которые всегда различаются. Для меня лишь окружающая атмосфера придает предметам их истинную ценность.

Лондону посвящены и другие полотна художника, например, «Лестерская площадь ночью» и «Мост Ватерлоо». Подробнее о них и о картинах других художников, посвященных этому туманной столице, вы прочитаете в книге «Лондон в компании художников».