Рубрика «Интервью с автором»

11.04.2024

Спешим поделиться с вами нашим новым интервью! Сегодняшняя героиня нашей рубрики — Виктория Войцек, автор книги «Поймать океан» в издательстве Mashmallow Books. Виктория рассказала о том, каким был ее путь к писательству и как появилась идея книги. 



Как вы пришли в писательство? Это был сложный или простой путь?

Я мечтала писать книги с самого детства. И даже пробовала. Книги открывали мне двери во множество разных миров — и как же мне хотелось тоже так уметь. Но я была маленькой, я умела только подражать — да и то делала неумело. Писательство было со мной всегда. Оно накатывало волнами, и тогда я начинала творить. А когда отступало, я могла оставить свои истории на несколько лет. В подростковом возрасте сюжеты в основном стали более мрачными и безысходными. Но даже так в них оставалось немного места для сказки. Ведь прообразы героев «Океана» у меня появились именно тогда. Да, под другими именами, с другими судьбами и внешностью. Быть может, однажды я расскажу об этом побольше.

Но писать по-настоящему, осмысленно, я начала, наверно, на третьем курсе университета. Училась я во МГУПе, на книгоиздательском. Тогда я начала понимать, что у каждой истории свой голос, у каждого героя — свой взгляд. Мир — не просто декорации, на фоне которых происходит действие. Он такая же часть повествования, как и герои. Он дышит, говорит (шелестом листвы, криками птиц, скрипом открывающихся окон), пахнет. И диктует свои законы. Все стало сложнее, но вместе с тем интереснее. Ко мне вновь вернулось детское ощущение путешествия, только теперь двери в миры стала открывать я сама.


Какая прочитанная вами книга больше всего вас тронула?

Сложный вопрос. Бывают такие книги, которые приходят вовремя. «Волшебник никогда не опаздывает, Фродо Бэггинс»(с) Они появляются на моём пути совершенно внезапно. И помогают справиться с трудностями или напоминают о хороших и светлых моментах в жизни. Они рассказывают о чём-то новом или поднимают вопросы, над которыми я потом ломаю голову — в самом хорошем смысле. Из последнего прочитанного я могу назвать «Серебряную Клятву» Екатерины Звонцовой — книгу, которую я перечитывала, наверно, уже раз пять. Ретеллинг Смутного времени в фэнтези-антураже, где глобальные события (претендующая на трон Самозванка, которая идет насильно забирать свое, заручившись поддержкой крылатых людоедов) тесно переплетаются с локальными конфликтами. И где каждая сторона имеет право голоса и свой взгляд на события. И «Век серебра и стали» Дениса Лукьянова — альтернативная история Санкт-Петербурга XIX века, где после расшифровки Розеттского камня боги Египта явили себя миру и принесли этому миру свои чудеса. Люди перестали бояться смерти, ведь там, за гранью, их ждут Поля тростника, вечная жизнь и блаженство. Верящий в чудеса мир сходит с ума. Так можно ли помочь ему? Или «чтобы избавиться от заразы, нужно добраться до всех ее очагов»?


Как вам пришла тема/идея вашей книги?

Это случилось в 2018 году, я искала матчасть для другой моей истории, на часах — три ночи. И именно в этот момент я увидела, как в небо устремляются киты. А на парящий остров спускаются, почти падают, двое крылатых людей. Образ был настолько ярким, что я тут же бросилась расписывать эту сцену. Тогда я ещё не познакомилась с героями, у меня были лишь имена. И прекрасное ощущение полета и ветра в волосах.


Писательство наполняет или утомляет вас?

На этапе идеи, когда ты бегаешь по делам с музыкой в наушниках, история заряжает. Это как найти интересный сериал, от которого не можешь оторваться. Яркие образы постоянно хочется зарисовать или записать — воплотить их своими руками и поделиться. Сложности начинаются, когда ты садишься за клавиатуру. За час я могу выдать как страницу текста, так и одно предложение. Порой для того, чтобы понять, что в мире могут существовать фотоаппараты, порох, мотоциклы, нужно прошерстить не одну статью. И вот твой супергеройский настрой постепенно улетучивается, а на его место приходит усталость. Будто ты сел работать после работы.

Творчество для меня — все еще отдушина, которая увлекает, наполняет чем-то. Удивляет каждый раз. Но при этом и отъедает солидную часть моего времени и сил.


Если бы вы могли дать начинающему писателю один совет, что бы это было?

«Путь в тысячу ли начинается с первого шага» — Лао Цзы. Мне сразу вспоминается мем с котом и надписью «Совет для начинающих: начните». Потому что каждый в итоге находит то, что подходит конкретно ему. Кто-то садится писать каждый день, а кому-то хватает раза в неделю. Кто-то берётся за новые темы, а кто-то ходит привычными тропками. Но чтобы пройти свой путь, нужно шагать, пусть несмело, пусть понемногу, в удобном и приятном темпе, по своему собственному пути.


Концовку какого известного романа вы хотели бы изменить?

Могу сказать, что в подростковом возрасте пыталась переписать концовку «Ведьмака» Сапковского. Уже не помню, что толкнуло меня на этот отчаянный шаг. И что я там успела написать. К сожалению (или к счастью?), мои старые рассказы и фанфики не сохранились. Сейчас я просто читаю в удовольствие.


Хорошая книга — какая она, на ваш взгляд?

Хорошая книга вызывает эмоции. И надолго отпечатывается — в голове или в душе. Иногда к хорошей книге хочется вернуться. Или даже стереть себе память, чтобы вновь с ней познакомиться.