Марк Шагал: «Вместилище эмоций — вот, что такое художник»

09.04.2024

Совместно с издательством Metamorphoses мы продолжаем серию статей о художниках, картины которых представлены в книгах «Лондон в компании художников» и «Париж глазами художников». Сегодня мы расскажем вам о творчестве Марка Шагала.




Марк Шагал — художник-авантюрист, не побоявшийся рискнуть всем ради возможности творить. Он родился в Витебске, не сразу смог поступить в художественную Академию, но уже через несколько лет оказался в Париже. Там он часто посещал Лувр. Несмотря на все новаторство своего стиля, Шагал не отвергал шедевры мастеров прошлого. Поэтому он подробно изучал работы Эдуарда Мане, Жена Делакруа, Густава Куре и Жанна-Франсуа Милле, бывал в Салоне, впитывал новые знания и обучался новейшим течения французской живописи того периода.

В Париже Шагал поселился в павильоне под названием «La Ruche», что в переводе означает «Улей». Это было деревянное здание, где располагалось более ста дешевых мастерских, которые снимали приезжие живописцы. Так соседями Шагала оказались художники, которые в последствии стали известными — представители Парижской школы Амедео Модильяни и Хаим Сутин.


Шагал2.jpeg

Русский парижанин: Фотографии Петра Шумова. М.: Русский путь, 2000


Шагал был настоящим экспериментатором. В разные периоды жизни он тяготел то к кубизму, то к сюрреализму, то к фовизму. Особенно кубизм интересовал мастера. Это направление казалось ему художественным языком, с помощью которого он мог ярко выразить идею, но одновременно и упорядочить мысли и образы. 

Элементы кубизма можно обнаружить на картине «Я и деревня». На полотне можно наблюдать четкое разделение на секторы, с помощью диагоналей, и преобладание ярких цветов. Белый портрет ягненка, на морде которого изображена дойка коровы — это светлые воспоминания человека, изображенного справа. Если присмотреться, можно заметить, что он кормит ягненка деревцем, которое сжимает в пальцах. Зеленый человек — типичный представитель городского жителя, а также автопортрет самого Шагала. Ироничный образ мужчины, который разговаривает с женщиной, изображенной вниз головой, отсылает к отношениям между полов. Но как такового повествования на картине нет. Это лишь изображение воспоминаний, облеченных в форму определенных символов.


Шагал Я_и_деревня.jpeg

«Я и деревня», 1911


В книге «Париж глазами художников» читатель найдет картину Марка Шагала «Париж из окна» 1913 года: «Это полотно Марка Шагала наделено удивительной поэтической сочностью. Художник освобождает себя от любых реалистических ограничений в своей красочной грезе и, воздавая должное французской столице, отдает высокой башне доминирующую позицию» — цитата из книги «Париж глазами художников».


париж из окна.jpeg

«Париж из окна», 1913


Несмотря на элементы кубизма, работы Шагала все же относят к неопримитивизму. Так называют художественное течение начала XX века, которое опиралось на традиции народного и архаического искусства. 

Марк Шагал позиционировал себя как Французский художник, однако было и то, что оставалось неизменным – его любовь к родному городу Витебску и жене Белле. Городские пейзажи, которые художник воссоздавал  по памяти – неизменный фон его работ. Например, на картине, о которой мы рассказывали выше, — «Я и деревня» все же угадываются черты родного города Шагала: на заднем плане изображено несколько одноэтажных домов. Хотя написана эта картина в Париже. 

На других картинах Шагала также можно найти изображения родного Витебска. Например, на известном полотне «Над городом» 1918 года, Марк с Беллой парят над Витебском. 


шагал над городом.jpeg

«Над городом», 1918





Купить книги «Лондон в компании художников» и «Париж глазами художников» со скидкой 20%  по промокоду AMOR вы можете в нашем интернет-магазине БММ.ru